☀📚 КАК УЧИТЬСЯ, ИЛИ 10 ФАКТОРОВ НА ПУТИ К УСПЕХУ (Эссе от Видьяпати прабху) Составитель «Субхашита-арнавы» Гопинатха описал 10 вещей, которые способствуют успеху в изучении чего-либо (патхана сиддхи-гуна). Само слово «патхана» происходит от корня патх, означающего, по «Дхату-патхе» внятную речь. Словарь «Шабдастома-маханидхи» даёт для него значение «чтение написанных букв/слогов». Таким образом, обучение невозможно без чтения и рецитирования/пересказа прочитанного. Гопинатха делит факторы на внутренние и внешние. ✅ Первые начинаются со здоровья. Отсутствие болезней необходимо для должного сосредоточения на процессе обучения, подобно этому Патанджали в «Йога-сутре» описывает болезненные состояния как одно из препятствий для йоги, или практики сосредоточения. А изучение – это не что иное, как сосредоточение. ✅ Второй фактор – наличие разума (буддхи), или способности различать (вивека). Разум, согласно аюрведическим шастрам, имеет огненную природу, любая трансформация (паринама) невозможна без принципа огня (теджас), поэтому способность «переварить» массив информации и усвоить её напрямую зависит от буддхи, или разума. Венкатадхвари в «Субхашита-каустубхе» вопрошает о том, кого не введет в уныние обучение глупых учеников, а далее пишет - "Увы! Те, кто далеки от способности различать правильное и неправильное, имеют разум барана. Их бальзам для души – это болтовня, украшения, астрология и сплетни." ✅ Третий фактор – благовоспитанность, или скромность (винайа). Отсутствие скромности свидетельствует об отсутствии подлинного знания, так «Хитопадеша» утверждает: "знание наделяет скромностью". А позже добавляет: "редко знание без гордости". Великий поэт Калидаса, описывая качества царя Дилипы, как идеального правителя, пишет - Он мог смолчать, даже имея знание. То же говорит и Шри Кришна в «Бхагавад-Гите» (13.8-12) аманитвам адамбхитвам (отсутствие гордыни и привычки прославлять себя является знанием). ъ Скромность необходима для правильного обращения со священными писаниями, учителем, соратниками, другими людьми. Так, в проповеди врача («клятва Чараки») в «Чарака-самхите» говорится, что даже если ты достаточно учён (гьянават), не должно хвастаться этим знанием, так как в большинстве своём люди становятся раздражёнными из-за чрезмерного хвастовства, даже если оно исходит от уважаемого человека. ✅ Четвертый фактор – приложение усилий (удйама). Всё ценное и истинное достигается большим трудом. «Хитопадеша» говорит – Горшок становится заполненным постепенно, каплями, падающими одна за другой, то же применимо и к обретению знания, выполнению дхармы и процветанию – Даже зная о благосклонной судьбе, не следует отбрасывать собственные усилия, без труда невозможно получить даже масло из кунжутных зерен, хотя они полны им (Хитопадеша, Вступление, 32). Даже будучи наделенным сильным интеллектом, не следует отбрасывать усилия, кропотливый труд для достижения цели, в нашем случае - получение образования в той или иной области. ✅ Заключительное внутреннее качество, дарующее успех - это стремление к изучению щастр, погружению своего ума в них. «Хитопадеша» гласит: «Шастра – это глаза каждого, она разрушает все сомнения и делает доступным видению то, что невозможно увидеть обычным зрением, без знания шастр человек, несомненно, слеп». Изучение шастр – это большой труд, он требует простой жизни, дисциплины, аскезы (от греч. упражнение), последовательности, знания вспомогательных дисциплин – логики, грамматики и т.д. Поэтому многие пренебрегают изучением шастр, хотя формально практикуют или изучают те дисциплины, которые базируются на них, будь-то аюрведа, йога, васту или джйотиша. Таковы 5 внутренних факторов. После пяти внутренних факторов Гопинатха указывает пять внешних, которые необходимы для успешного обучения. ✅ 1) Учитель (ачарья). Несмотря на век всевозможных дистанционных методик, да и воспетое многоголосицей величие самообразования, опытный учитель – это необходимый фактор, который не только разъясняет сложные для понимания вещи, но и следит за правильным применением полученных знаний. Учитель необходимо исправляет и ругает, не дает застаиваться в болоте собственного псевдовеличия. Учитель дает не только информацию, но и имплицитно формирует образовательные установки, и что очень важно – ценностные. Об этом следует помнить, если судьбою уготовано быть наставником, так как это – большая ответственность («не многие становитесь учителями»). Тема слишком обширная, остановимся на этих кратких тезисах. ✅ 2) Книга, учебник, руководство (пуштака). В «Чарака-самхите» указывается, что именно с этого начинается обучение. Учебник должен обладать определенным набором качеств: быть признанным авторитетами, быть доступным для интеллекта разных учеников, снабжен примерами, лишен ненужных повторений, иметь выверенную структуру. Такое руководство подобно солнцу, рассеивающему тьму невежества. О других качествах учебника можно также узнать из «Виманастханы» «Чарака-самхиты». ✅ 3) Место (ниваса). Можно выделить два аспекта: территория и собственно место обучения. Очевидно, что во все эпохи были места, где обучение считалось более качественным, вспомним Наланду или Александрию в древности, европейские университеты в Средние века (Париж или Падуя). И в современном мире, образование в Оксфорде или Кембридже, Стэнфорде или Гарварде дает больше возможностей пройти достойное обучение. Важно и место для обучения, если рассмотреть это через призму трех качеств (гуна) санкхьи, то саттва, будучи просветляющей и легкой, более способствует концентрации и запоминанию. Чистые, светлые помещения, удобные и без лишней вычурности, по мне, наиболее соответствуют этому модусу. ✅ 4) Соратники, товарищи (сахайа. Заключительный этап в традиционном обучении аюрведе, например, заключается в умении спорить, аргументированно отстаивать свою точку зрения на основе изученного материала. Возможность обсуждать предмет с равными, делиться пониманием, получать обратную связь такого типа – необходимый элемент. Здоровая конкуренция располагает к самосовершенствованию. Вспомним «Чарака-самхиту» и «Аштанга-хридаю»: следует завидовать причине успеха, но не результату. Общение с развитыми, дисциплинированными, увлеченными людьми делает нас такими же: горный хрусталь окрашивается в такой цвет, какой имеет тот предмет, что находится рядом с ним. Капля росы, попавшая в двухстворчатую раковину, становится жемчужиной, упавшая же в песок, пропадает без следа, как гласит известное изречение Бхартрихари. ✅ 5) Уши (карна). Самый забавный фактор, на первый взгляд. Однако он служит еще одним напоминанием, что знания должны передаваться из уст в уши, и никак иначе. Как гласит известный пример: — «Следует слушать о предмете из уст учителя». Внимательное слушание – залог хорошего обучения. гуру шушрушайа видья— «Знание обретается слушанием/послушанием учителю». (с) Владимир Дружинин https://vk.com/wall-35127136_661 https://vk.com/@slokasfromvidyapati-kak-uchitsya-ili-10-faktorov-na-puti-k-uspehu